Постановление Тульской областной Думы от 20.11.2014 N 4/144 "Об основных направлениях бюджетной политики Тульской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов"
ТУЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА
5-го созыва
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 ноября 2014 г. № 4/144
4-е заседание
ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
НА 2015 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
Основными целями бюджетной политики Тульской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов являются обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы области, повышение эффективности управления региональными и муниципальными финансами с учетом преемственности реализуемых целей и задач проводимой бюджетной политики в предыдущий период.
В 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов продолжается дальнейшая реализация принципа формирования бюджета области на основе государственных программ области. Так, в 2015 году планируется реализация 23 государственных программ области, что охватывает более 96 процентов расходов бюджета области.
Объем бюджетных средств на финансовое обеспечение государственных программ области запланирован в бюджете области на 2015 год в сумме - 55,7 млрд. рублей, на 2016 год - 58,9 млрд. рублей, на 2017 год - 60,8 млрд. рублей.
Как и в предыдущие годы, первоочередным направлением расходования средств остается направление бюджетных ассигнований на решение задач, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Планируются дальнейшее увеличение заработной платы работников учреждений бюджетной сферы, продолжение реализации мероприятий, направленных на обеспечение системы здравоохранения кадрами. В связи с чем в бюджете области предусмотрены средства на:
приобретение жилых помещений для формирования фонда служебного жилья для предоставления служебных квартир врачам государственных учреждений здравоохранения области;
компенсационные выплаты медицинским работникам за наем жилых помещений;
осуществление социальных выплат при поступлении на работу врачам всех специальностей в размере 500,0 тыс. рублей, врачам востребованных специальностей в размере 800,0 тыс. рублей, средним медицинским работникам востребованных специальностей в размере 300,0 тыс. рублей.
На реализацию мероприятий по поддержке семей и детей, обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2015 году предусмотрены средства бюджета области в объеме 823,3 млн. рублей, из них 568,2 млн. рублей запланировано на приобретение жилых помещений для таких детей.
Значительные средства бюджета области предусматриваются на обеспечение долевого финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. В 2015 году на эти цели предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 2041,9 млн. рублей, в 2016 году - 2011,1 млн. рублей, в 2017 году - 716,3 млн. рублей, в том числе объем софинансирования за счет средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства предусмотрен соответственно в размерах 1036,1 млн. рублей, 983,1 млн. рублей, 311,7 млн. рублей.
В целях достижения одной из основных задач бюджетной политики области по улучшению инвестиционного развития экономики в 2015 году предусмотрены средства бюджета области на предоставление государственных гарантий области в объеме 3,0 млрд. рублей.
Новшеством 2015 года станет реализация региональной программы Тульской области "Благоустройство города Тулы - административного центра Тульской области". Расходы на реализацию мероприятий программы из бюджета области в 2015 году запланированы в объеме 150,0 млн. рублей.
В целях повышения качества и доступности оказания государственных услуг планируется завершить процесс формирования ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг. Следующим этапом станет разработка прозрачной методики по определению стоимости государственных (муниципальных) услуг путем введения единых (групповых) значений нормативов затрат для формирования субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
Тульская областная Дума постановляет:
1. Принять к сведению основные направления бюджетной политики Тульской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (прилагаются).
2. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия.
Председатель Тульской
областной Думы
С.А.ХАРИТОНОВ
Приложение
к Постановлению Тульской
областной Думы
от 20.11.2014 № 4/144
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2015 ГОД
И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2016 И 2017 ГОДОВ
Основные направления бюджетной политики Тульской области (далее - область) на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов разработаны в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах", Основными направлениями бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов Российской Федерации, а также Законом Тульской области от 9 июня 2008 года № 1015-ЗТО "О бюджетном процессе в Тульской области".
Основными целями бюджетной политики области на 2015 - 2017 годы будут являться обеспечение долгосрочной сбалансированности и финансовой устойчивости бюджетной системы Тульской области, повышение эффективности управления региональными и муниципальными финансами с учетом преемственности реализуемых целей и задач проводимой бюджетной политики в предыдущий период, актуализированных с учетом современных условий и перспектив развития экономики области, обеспечение потребностей населения и организаций в государственных услугах, рост показателей их доступности и качества, реализация целей социально-экономического развития области.
Достижение целей бюджетной политики в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов будет обеспечено в результате решения следующих задач.
1. Обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы
Бюджет области на 2015 год и на плановый период 2016 - 2017 годов формировался в условиях непростой экономической ситуации, снижения темпов экономического роста. Таким образом, прогноз бюджета области носит достаточно консервативный характер.
В этой ситуации необходимо изыскивать резервы и не допускать увеличения расходов бюджета области.
Так, продолжится работа над оптимизацией и повышением эффективности расходов. В этой связи подготовлены и в течение 2015 - 2017 годов будут реализовываться мероприятия по повышению эффективности бюджетных расходов, предусматривающие целый ряд инструментов, направленных на получение максимальной эффективности от использования каждого бюджетного рубля, повышение качества стратегического бюджетного планирования, управление бюджетными рисками.
Объем доходов бюджета области на 2015 год запланирован в сумме 55,0 млрд. рублей, что ниже оценки исполнения бюджета области в 2014 году на 1,0 млрд. рублей. Расходы бюджета области в 2015 году запланированы в объеме 57,9 млрд. рублей, что ниже прогноза исполнения расходов 2014 года на 6,3 млрд. рублей, или на 9,8 процента. Дефицит бюджета области запланирован в объеме 2,9 млрд. рублей, что ниже уровня прогноза 2014 года на 5,4 млрд. рублей и ниже установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации предельного уровня на 8,6 процента, что дает определенный резерв для маневра в случае неблагоприятного развития экономического прогноза и исполнения доходов бюджета области.
Аналогичный подход по сдерживанию роста расходов и дефицита применялся при формировании параметров бюджета области на 2016 - 2017 годы. Так, в 2016 году дефицит прогнозируется в размере 9,8 процента, в 2017 году - 9,7 процента. Таким образом, реализуется принцип долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджета области, а также соблюдаются дополнительные ограничения и требования, установленные Министерством финансов Российской Федерации.
Бюджетные параметры сформированы исходя из необходимости безусловного исполнения действующих расходных обязательств с учетом изменений действующего бюджетного и налогового законодательства. Расходы сконцентрированы на приоритетных направлениях, прежде всего связанных с улучшением условий жизни человека.
Как и в предыдущие годы, первоочередным направлением расходования средств остается направление бюджетных ассигнований на решение задач, поставленных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года:
от 07.05.2012 № 596 "О долгосрочной государственной экономической политике";
от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
от 07.05.2012 № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения";
от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг";
от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления";
от 07.05.2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации";
от 28.12.2012 № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Планируется дальнейшее увеличение заработной платы работников учреждений бюджетной сферы в соответствии с параметрами, определенными Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", от 1 июня 2012 года № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" и от 28 декабря 2012 года № 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации № 598 "О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения" будет продолжена реализация мероприятий, направленных на обеспечение системы здравоохранения кадрами. В этих целях предусмотрены средства на:
- приобретение жилых помещений для формирования фонда служебного жилья для предоставления служебных квартир врачам государственных учреждений здравоохранения Тульской области;
- компенсационные выплаты медицинским работникам за наем жилых помещений;
- осуществление социальных выплат при поступлении на работу врачам всех специальностей в размере 500,0 тыс. рублей, врачам востребованных специальностей в размере 800,0 тыс. рублей, средним медицинским работникам востребованных специальностей 300,0 тыс. рублей.
На реализацию поручений, озвученных в послании губернатора области, по дальнейшей поддержке семей и детей, обеспечению семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2015 году предусмотрены средства в объеме 823,3 млн. рублей, из них 568,2 млн. рублей на приобретение жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, признанным нуждающимися.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в период 2015 - 2017 годов будет продолжена реализация комплекса мер, направленных на решение задач, связанных с ликвидацией аварийного жилищного фонда, признанного таковым по состоянию на 1 января 2012 года.
Значительные средства бюджета области предусматриваются на обеспечение долевого финансирования мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, реализуемых в рамках Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства". В 2015 году на эти цели предусмотрен объем бюджетных ассигнований в размере 2041,9 млн. рублей, в 2016 году - 2011,1 млн. рублей, в 2017 году - 716,3 млн. рублей. Объем софинансирования за счет средств Фонда предусмотрен соответственно в размерах 1036,1 млн. рублей, 983,1 млн. рублей, 311,7 млн. рублей.
В рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" будет продолжено решение основных проблем по обеспечению доступности жилья для отдельных социальных групп населения, к числу которых относятся молодые семьи, многодетные семьи, имеющие трех и более детей, работники государственных и муниципальных учреждений области, а также граждане, проживающие в жилье, непригодном для проживания ввиду его аварийности. Одним из наиболее эффективных способов обеспечения жильем вышеперечисленных категорий граждан является механизм предоставления за счет средств бюджета области социальных выплат для приобретения жилья.
На эти цели в 2015 году предусматривается финансовое обеспечение в размере 200,0 млн. рублей.
Не менее важна задача обеспечения безопасных и комфортных условий проживания. Для ее реализации запланированы бюджетные ассигнования на модернизацию объектов жилищно-коммунального хозяйства, газификацию населенных пунктов.
В целях развития инфраструктуры физической культуры и спорта на 2015 год предусматривается 176,9 млн. рублей на строительство физкультурных сооружений.
В бюджете области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов предусмотрены средства на повышение фонда оплаты труда лиц, замещающих государственные должности области, в связи с изменением базового денежного вознаграждения губернатора области с 1 сентября 2014 года в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 742 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих отдельные государственные должности Российской Федерации".
Расходы, осуществляемые за счет целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета, прогнозируются в объемах, предусмотренных проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Объем условно утверждаемых расходов запланирован на 2016 и 2017 годы в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В составе источников покрытия дефицита бюджета области сформирован Резервный фонд Тульской области в объеме 50,0 млн. рублей, предназначенный для исполнения расходных обязательств области в случае недостаточности доходов бюджета области для финансового обеспечения расходных обязательств.
Основной задачей долговой политики Тульской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов остается проведение комплекса мероприятий по обеспечению долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы.
Политика в сфере управления государственным долгом, как и в предшествующие периоды, будет реализовываться путем сохранения объема государственного долга на экономически безопасном уровне, сокращения стоимости обслуживания государственного долга, обеспечения принятых обязательств в полном объеме.
Для реализации указанных направлений будут использоваться различные механизмы и инструменты:
- привлечение бюджетных кредитов Федерального казначейства на пополнение остатков средств на счетах;
- замещение коммерческих кредитов бюджетными кредитами Министерства финансов Российской Федерации;
- краткосрочные и среднесрочные кредиты кредитных организаций;
- равномерное распределение сумм погашения долговых обязательств;
- поэтапное сокращение доли общего объема долговых обязательств по кредитам от кредитных организаций к 1 января 2017 года до уровня 50 процентов от суммы налоговых и неналоговых доходов бюджета области;
- управление остатками средств на едином счете по учету средств бюджета области с целью сокращения привлечения заемных средств;
- выпуск государственных ценных бумаг.
Проводимые мероприятия позволят своевременно осуществлять заимствования на более выгодных условиях, сокращая расходы на обслуживание государственного долга.
2. Повышение качества государственных программ и расширения их использования в бюджетном планировании
Дальнейшая реализация принципа формирования бюджетов на основе государственных программ повысит обоснованность бюджетных ассигнований на этапе их формирования, обеспечит их большую прозрачность для общества и наличие более широких возможностей для оценки их эффективности.
Государственные программы обеспечивают взаимодействие стратегического и бюджетного планирования, что является основным инструментом повышения эффективности государственной политики и бюджетных расходов.
Начиная с 2012 года бюджетный процесс в области осуществлялся с применением программно-целевых подходов и инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, на основе государственных заданий. С 2014 года формирование бюджета области осуществляется на основе только государственных программ. В 2015 году планируется реализация 23 государственных программ области, что охватывает более 96 процентов расходов бюджета области.
В 2015 году перечень программ изменился за счет изменения структуры органов исполнительной власти. Объединены государственные программы "Управление государственными финансами Тульской области" и "Развитие контрактной системы Тульской области".
Объем бюджетных средств на финансовое обеспечение государственных программ включен в бюджет области на 2015 год в сумме 55,7 млрд. рублей; на 2016 год в сумме 58,9 млрд. рублей; на 2017 год в сумме 60,8 млрд. рублей.
Введено обязательное общественное обсуждение государственных программ. Ответственным исполнителем (координатором) проводится общественное обсуждение проекта государственной программы, в том числе с привлечением Общественной палаты Тульской области, Экспертного совета по проведению публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства, общественных советов, созданных при органах исполнительной власти области, структурных подразделениях аппарата правительства области, научных и иных заинтересованных организаций.
Новшеством 2015 года станет реализация региональной программы Тульской области "Благоустройство города Тулы - административного центра Тульской области". Расходы на реализацию указанной программы из бюджета области в 2015 году составят 150,0 млн. рублей.
Целью программы является создание комфортной, благоприятной среды для проживания и отдыха населения муниципального образования город Тула, в частности, обеспечение благоустройства территории города Тулы, создание новых систем освещения, проведение ремонтных и восстановительных работ на тротуарах улиц города.
3. Повышение эффективности расходов бюджета области
В рамках реализации мероприятий по повышению эффективности бюджетных расходов будет разработана формализованная методика оценки целесообразности принятия новых расходных обязательств с учетом анализа влияния на дефицит и долговую нагрузку бюджета области.
Необходимо с учетом территориальных, социально-экономических особенностей области разработать и утвердить характерные для территории области бюджетные правила и порядок определения потолков расходов государственных программ, разработать методику определения кризисных явлений и первоочередных действий по их предупреждению и преодолению.
В целях оптимизации расходов бюджета области будут проводиться мероприятия, направленные на повышение адресности социальной поддержки граждан, инвентаризация экономической целесообразности действующих выплат.
Продолжится работа по реструктуризации бюджетной сети, выявлению неэффективных или недостаточно загруженных государственных учреждений с целью принятия решений по их дальнейшему функционированию.
В сфере образования, здравоохранения, культуры и социальной политики будет продолжена реализация мероприятий отраслевых "дорожных карт", направленных на повышение эффективности и качества услуг, увязанных с переходом на "эффективный контракт".
Результаты качества финансового менеджмента ГРБС и оценки эффективности предоставления межбюджетных трансфертов будут определяться с учетом объемов финансирования государственных программ области, оценкой их реализации.
В 2015 году будет начата работа по формированию долгосрочного бюджетного прогноза как основы бюджетного планирования, содержащего прогноз основных характеристик бюджета, показатели финансового обеспечения государственных программ.
Бюджетная политика в сфере государственного управления будет направлена на продолжение оптимизации бюджетных расходов на оплату труда, осуществляемую во взаимосвязи с оптимизацией функций органов исполнительной власти области, перераспределением функций, исключением дублирующих функций.
4. Стимулирование инвестиционного развития области
В проекте бюджета области на 2015 год бюджетные инвестиции запланированы на уровне 6,3 процента от общего объема расходов бюджета области.
Для достижения основных целей и задач бюджетной политики по улучшению инвестиционного развития экономики в проекте бюджета области на 2015 год предусмотрено 3 млрд. рублей на предоставление государственных гарантий области.
В целях создания условий для улучшения инвестиционного климата, эффективного привлечения капиталовложений в экономику региона, развития государственно-частного партнерства в бюджете области предусматривается государственная поддержка при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности: в форме субсидий в создание и развитие инфраструктуры индустриальных парков на возмещение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг, в форме субсидирования процентной ставки по кредитам для проведения технологического перевооружения и освоения новой конкурентоспособной продукции предприятиями промышленного комплекса области. Указанные меры поддержки будут предоставляться в рамках государственной программы области "Улучшение инвестиционного климата Тульской области".
Для реализации инвестиционных проектов на принципах государственно-частного партнерства, повышения объема прямых инвестиций в экономику области предусматриваются ассигнования Инвестиционного фонда Тульской области в рамках государственной программы области "Улучшение инвестиционного климата Тульской области".
Проектом закона области "О бюджете Тульской области на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" сформирован дорожный фонд Тульской области в объеме 3,9 млрд. рублей на 2015 год, 4,1 млрд. рублей на 2016 год и 4,5 млрд. рублей на 2017 год.
Формирование муниципальных дорожных фондов начиная с 2015 года будет осуществляться в том числе за счет дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты исходя из зачисления 20 процентов доходов консолидированного бюджета субъекта от указанного налога в местные бюджеты. По сравнению с 2014 годом указанный норматив увеличен на 10,0 процента. Соответственно при формировании дорожного фонда Тульской области учитывались доходы в объеме 80 процентов от указанного налога.
В 2015 году размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты будут устанавливаться исходя из протяженности автомобильных дорог в соответствии с утвержденными органами местного самоуправления перечнями автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Продолжится работа с органами государственной власти Российской Федерации по вопросу о законодательном закреплении права субъектов Российской Федерации осуществлять корректировку размеров региональных дорожных фондов в текущем финансовом году в зависимости от фактического объема поступления в бюджет субъекта Российской Федерации доходов от акцизов на нефтепродукты, а также о возможности исключения из расчетов налогового потенциала субъектов Российской Федерации, используемого при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, доходов, направляемых в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации на формирование дорожных фондов субъектов Российской Федерации (за исключением субсидий из федерального бюджета).
5. Повышение эффективности оказания населению государственных услуг
В целях повышения качества и доступности оказания государственных услуг населению будет завершен процесс формирования ведомственных перечней государственных и муниципальных услуг на основе единого перечня государственных и муниципальных услуг и работ, сформированного на основе базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, разработанных федеральными органами исполнительной власти, которые будут действовать для всех публично-правовых образований.
Следующим этапом станет разработка прозрачной методики по определению стоимости государственных (муниципальных) услуг путем введения единых (групповых) значений нормативов затрат для формирования субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.
Соответствующая нормативно-правовая база, регламентирующая этапы и мероприятия по проведению указанной работы, будет подготовлена министерством финансов Тульской области после подготовки ее на федеральном уровне.
Будет продолжена работа по оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования государственных учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы.
Повышение качества государственных услуг (работ) также предполагается достичь путем создания соответствующей нормативно-правовой базы, регулирующей привлечение к оказанию государственных услуг (работ) негосударственных организаций посредством внедрения конкурсного размещения государственного заказа на оказание государственных услуг с участием негосударственных организаций и полномасштабного применения принципов "эффективного контракта" в государственных учреждениях.
6. Повышение прозрачности бюджета области и бюджетного процесса
Для обеспечения прозрачности и публичности информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в области в сфере управления общественными финансами реализуется проект "Открытый бюджет" Тульской области, который является частью проекта "Открытый регион" Тульской области.
На сайте "Открытый бюджет" проводится регулярное размещение информации, характеризующей бюджетную систему области, информации о финансовой деятельности и финансовом состоянии публично-правовых образований области, иной установленной законодательством информации.
В целях дальнейшего развития сайта "Открытый бюджет" разработана и принята концепция "Открытый бюджет и бюджет для граждан Тульской области". Портал "Открытый бюджет Тульской области" обеспечивает предоставление для широкого круга пользователей в объективной, доступной и простой для понимания форме информации о целях, задачах и приоритетных направлениях бюджетной политики, об обоснованиях бюджетных расходов, о планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.
В целях обеспечения публичности процесса управления общественными финансами, гарантирующего обществу право на доступ к открытым государственным данным, планируется реализация дорожной карты по реализации Стандарта открытости системы государственного управления в Тульской области.
7. Развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет"
Организация и совершенствование бюджетного процесса невозможны без внедрения современных информационных технологий, способствующих повышению эффективности деятельности государственных органов. Автоматизация бюджетного процесса в области направлена на повышение качества, оперативности и прозрачности его организации, на формирование единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами области.
В предстоящем периоде будет осуществляться:
- дальнейшее развитие автоматизированных информационных систем в сфере управления финансами области, актуализация и расширение их функционала в соответствии с законодательными, методологическими новациями;
- дальнейшая интеграция информационных систем планирования и исполнения бюджета области с информационной системой Тульской области в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд;
- интеграция информационной системы Тульской области в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд с информационными системами муниципальных районов и городских округов, обеспечивающими составление и исполнение бюджетов;
- модернизация единой интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" Тульской области для обеспечения работы с государственными программами области в части процессов формирования, ведения, финансового обеспечения, а также оценки эффективности реализации государственных программ;
- внедрение программного комплекса по учету государственных заданий, взаимосвязанных с планированием бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг;
- разработка и внедрение механизмов автоматического формирования уточнений бюджета области текущего года;
- автоматизация внутреннего государственного финансового контроля.
Реализация указанных мероприятий, направленных на достижение цели формирования единого информационного пространства в сфере управления общественными финансами области, позволит:
- обеспечить полноценную автоматизированную поддержку единых процессов управления общественными финансами;
- оптимизировать процессы управления общественными финансами за счет упрощения отдельных процедур в рамках единого комплекса автоматизированных информационных систем;
- сформировать основу для перехода на единую информационную платформу бюджетного процесса;
- повысить прозрачность процессов управления общественными финансами, а также встроиться в общую концепцию электронного бюджета Российской Федерации.
8. Совершенствование системы внутреннего государственного финансового контроля
В 2015 - 2017 годах будет продолжена работа по совершенствованию методов финансового контроля в системе органов исполнительной власти области, усилению предварительного и последующего контроля.
Развитие системы финансового контроля должно идти в направлении контроля эффективности и результативности бюджетных расходов, включающего контроль экономической обоснованности, правомерности и эффективности использования финансовых ресурсов, анализ результативности их использования.
В целях развития системы внутреннего государственного финансового контроля в 2015 году планируется реализация следующих задач:
1. Нормативное закрепление реализации полномочий министерства финансов Тульской области в части проведения анализа осуществления главными администраторами бюджетных средств области внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
2. Утверждение административного регламента исполнения министерством финансов Тульской области государственной функции по контролю в финансово-бюджетной сфере.
3. Автоматизация системы внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.
4. Проведение информационной работы с целью повышения бюджетной дисциплины объектами государственного финансового контроля.
5. Проведение информационной работы с главными распорядителями бюджетных средств по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.
6. Усиление контроля за повышением отдачи от использования средств бюджета области, улучшением качества оказываемых государственных услуг.
7. Усиление контроля в сфере закупок в целях эффективного использования средств бюджета области в рамках исполнения закона о контрактной системе.
8. Усиление контроля за эффективным управлением и распоряжением имуществом, находящимся в государственной собственности области.
Совершенствование системы внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений позволит снизить потери средств бюджета области, а также обеспечить эффективность использования имеющихся финансовых ресурсов.
9. Бюджетная политика в сфере государственных закупок
В целях повышения эффективности расходования средств бюджета области в сфере развития контрактной системы и осуществления государственных закупок в 2015 году планируется реализация ряда мероприятий.
Предусмотрено дальнейшее развитие региональной информационной системы Тульской области в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных нужд. Для этого планируется:
- осуществить полную интеграцию информационной системы с муниципальными образованиями и развить систему мониторинга, что даст возможность проводить межмуниципальные и межведомственные совместные торги, в реальном режиме времени оценивать эффективность и объемы размещаемых торгов;
- внедрить механизм размещения отчетов о результатах исполнения контракта в единой информационной системе;
- ввести в эксплуатацию реестр контрактных управляющих и контрактных служб, реестр поставщиков;
- создать электронный маркетинговый центр, который позволяет доводить до заказчиков результаты маркетинговых исследований в электронной форме в рамках юридически значимого документооборота с использованием электронных цифровых подписей;
- осуществить плановую эксплуатацию сервиса "Малые закупки", направленного на обеспечение высокой конкуренции при сборе ценовых предложений на поставку товаров, работ и услуг при заключении заказчиками прямых договоров на сумму до 100 (400) тыс. рублей.
Указанные мероприятия позволят повысить эффективность организации и проведения закупок, обеспечат бюджетную дисциплину, позволят исключить размещение закупок, не обеспеченных лимитами бюджетных обязательств, а также обеспечат более эффективное формирование цены при заключении прямых договоров.
Предусматривается расширить спектр товаров, работ и услуг, закупаемых в рамках совместных торгов, что даст возможность закупать товары, работы, услуги по оптовым ценам, на единых технических условиях и условиях контрактов.
Предусматривается формирование пакета документов, обеспечивающих нормирование закупок в целях исключения приобретения товаров, работ и услуг, обладающих излишними функциональными характеристиками, необходимость в которых отсутствует у заказчиков.
Планируется проведение работы с Тульской торгово-промышленной палатой, организациями, предоставляющими экспертные услуги, по отработке механизмов привлечения экспертов к анализу качества поставляемой продукции.
10. Основные подходы к формированию системы межбюджетных отношений
Бюджетная политика в сфере межбюджетных отношений в 2015 - 2017 годах будет сосредоточена на решении следующих задач:
- обеспечение сбалансированности местных бюджетов;
- эффективное предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета области в рамках государственной программы области.
Реализация финансового обеспечения социально значимых вопросов бюджетов муниципальных образований будет осуществляться путем предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей местных бюджетов.
Объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, муниципальных районов (городских округов) определен исходя из достижения критерия выравнивания финансовых возможностей поселений и критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), порядок определения которых учтен Законом Тульской области от 15.07.2013 № 1985-ЗТО "О внесении изменений в Закон Тульской области "О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области".
Это обеспечит определенную стабильность муниципальным образованиям в рамках осуществления бюджетного процесса, так как объемы финансовой помощи муниципальным образованиям будут определяться исходя из достижения каждым муниципалитетом установленного критерия выравнивания на срок не менее трех лет (без корректировки объема в сторону понижения).
С целью более эффективного выравнивания бюджетной обеспеченности, снижения рисков несбалансированности местных бюджетов предусмотрена индексация критерия выравнивания финансовых возможностей поселений на уровень инфляции в 2015 году на 5,5 процента, в 2016 и 2017 годах по 4,5 процента и 4 процента соответственно, при этом критерий определен отдельно для городских и сельских поселений.
При распределении дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) на плановый период предусмотрена не распределенная между муниципальными районами (городскими округами) часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) в размере не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на первый год планового периода, и не более 20 процентов общего объема указанных дотаций, утвержденного на второй год планового периода.
Данная норма применена при распределении дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности поселений.
При распределении дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) основной целью являлось выравнивание бюджетной обеспеченности и сокращение разрыва между наиболее и наименее обеспеченными муниципальными образованиями. При формировании проекта бюджета области соотношение среднего уровня фактической бюджетной обеспеченности после выравнивания пяти наиболее и пяти наименее обеспеченных муниципальных районов (городских округов) составляет 2,18 и сократилось по сравнению с разрывом до выравнивания бюджетной обеспеченности в 3,8 раза. Объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из районного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) возрос по сравнению с 2014 годом в 1,8 раза.
В целях оказания финансовой помощи в очередном финансовом году и обеспечения покрытия первоочередных расходов министерством финансов Тульской области разработан порядок предоставления из бюджета Тульской области дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных районов (городских округов). Размер дотации на 2015 год составит 483 млн. рублей.
Право на получение дотации будут иметь муниципальные районы (городские округа) области, уровень бюджетной обеспеченности которых не превышает 1, в следующих случаях: отсутствия роста налоговых доходов, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и субвенции на обеспечение реализации отдельных государственных полномочий органов государственной власти области по расчету и предоставлению дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений за счет средств бюджета области консолидированного бюджета муниципального образования на душу населения на очередной финансовый год по сравнению с текущим финансовым годом в сопоставимых условиях и недостаточности собственных доходов на обеспечение первоочередных расходов консолидированного бюджета муниципального района (бюджета городского округа), связанных с решением вопросов местного значения.
Данная мера позволит обеспечить покрытие первоочередных расходов местных бюджетов и их устойчивое исполнение.
В целях сокращения встречных потоков и обеспечения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии производственной базы, инвестиционной привлекательности районов, а также создания стимулов для укрепления доходной базы местных бюджетов в соответствии с нормами бюджетного законодательства по бюджетам муниципальных образований производится замена дотации дополнительным нормативом отчислений от налога на доходы физических лиц. В 2015 году произведена замена дотации муниципальным образованиям на сумму 84,3 млн. рублей, в 2016 году - на сумму 92,3 млн. рублей, в 2017 году - на сумму 99 млн. рублей.
В рамках действующего законодательства с 1 января 2015 года будут установлены дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты (20 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета области от указанного налога), что в два раза выше по сравнению с текущим годом.
Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты устанавливаются законом области о бюджете области на очередной финансовый год исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения муниципальных образований.
Важной задачей также остается повышение эффективности бюджетных расходов на местном уровне, что должно способствовать снижению риска несбалансированности местных бюджетов.
Будет продолжен мониторинг качества управления муниципальными финансами, который проводится в соответствии с Положением об организации и проведении мониторинга качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных районов и городских округов Тульской области, утвержденным Постановлением администрации области от 29.06.2011 № 512.
Перечень индикаторов, применяемый в Постановлении, охватывает целый ряд направлений и позволяет с разных сторон охарактеризовать качество управления финансами и платежеспособность муниципальных образований в сопоставлении с другими муниципальными образованиями.
Для стимулирования муниципальных районов и городских округов области по улучшению качества управления муниципальными финансами в бюджете области предусматриваются средства за счет дотации как формы стимулирования муниципальных районов и городских округов в повышении качества управления местными финансами. Дотация распределяется между муниципальными образованиями, определенными правительством области по итогам мониторинга и комплексной оценки качества управления муниципальными финансами и платежеспособности муниципальных образований области за последний отчетный год. Объем дотации на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов составляет 3,0 млн. рублей ежегодно.
В целях повышения заинтересованности органов местного самоуправления в развитии территорий, а также инвестиционной привлекательности муниципалитетов в бюджете области предусматриваются дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, определяемых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов". Объем дотации на поощрение достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов на 2015 год составляет 23,0 млн. рублей, на 2016 год - 10,0 млн. рублей, на 2017 год - 10,0 млн. рублей.
Учитывая последние изменения в бюджетном законодательстве, использование программно-целевого подхода в регулировании межбюджетных отношений для реализации поставленных задач актуально.
Именно программно-целевой подход может выступать в качестве эффективного инструмента, направленного на разрешение противоречий между ограниченным объемом финансовых возможностей и нерешенными социально-экономическими проблемами развития территорий, а также обеспечить стратегическое и поэтапное развитие межбюджетных отношений с учетом оценки результативности их формирования.
С этой целью в рамках государственной программы Тульской области "Управление государственными финансами Тульской области" разработана и будет реализовываться подпрограмма "Развитие механизмов регулирования межбюджетных отношений".
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: